В конце декабря 1942 г. в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения
войсковых испытаний поступили 8 одноместных штурмовиков Ил-2 постройки
авиазавода ╧ 18 с мотором АМ-38, вооруженных, помимо двух крыльевых
пулеметов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15
Б.Г.Шпитального ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм). Девятый Ил-2 с пушками ШФК-37 прибыл в полк лишь 18 января 1943 г. и в войсковых испытаниях участия не принимал.
Штурмовики Ил-2 с пушками ШФК-37 принимали участие в боевых действиях
авиаполка с 27.12.42 г. по 23.01.43 г. под Сталинградом при ликвидации
немецкой окруженной группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта
П.И.Батова. Боевые действия велись с полевых аэродромов сх.
"Пролетарий", затем станицы Качалинская.
Задание на постройку
такого самолета С.В.Ильюшин получил еще весной 1941 г. Однако, в связи
с сильной загруженностью ОКБ работами по серийному Ил-2 АМ-38 и
дефектов пушки ШФК-37, выявившихся в ходе эксплуатации, Ил-2,
вооруженный такими пушками, был построен заводом ╧ 18 лишь к концу июня
1941 г., а все необходимые летные испытания штурмовика проведены к 8
июля.
Ввиду непоставки в срок в НИП АВ ВВС КА наркоматом
вооружения снарядов к ШФК-37 начальник 3-го Управления опытного
строительства ГУ ВВС КА .военный инженер 1-го ранга П.И.Матаев только в
конце августа разрешил начальнику НИП АВ ВВС КА п-ку Шевченко принять
Ил-2 с ШФК-37 для производства полигонных испытаний, после чего в
течение двух недель (в период с 1 по 15 сентября) вооружение нового
штурмовика было благополучно испытано стрельбой на земле и в воздухе.
Государственные испытания Ил-2 (зав. ╧181404) с ШФК-37 с целью
выявления его летных данных проводились в НИИ ВВС КА с 23 сентября по
12 октября 1941 г. Всего по программе испытаний (ведущий инженер -
военинженер 3-го ранга Холопов, ведущий летчик - м-р Стадник) было
выполнено 24 полета с общим налетом 10 часов 6 мин.
Большие
габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина
40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета
Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно
опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета),
что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка
крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с
магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим
поперечным сечением обтекатели.
Пушка ШФК-37, включая магазин
для патронов как ее составную часть, в крыльевом варианте имела 387
деталей. Вес пушки с установкой на самолете Ил-2 составлял 302,5 кг.
Помимо пушек и пулеметов, в состав вооружения штурмовика входили 8
ракетных орудий РО-82. Бомбы только в перегрузку - до 200 кг.
Госиспытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными
авиапушками ШФК-37, по сравнению с обычным серийным одноместным Ил-2 с
пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и
сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на
малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики
жаловались на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров.
Тем не менее, результаты летных испытаний нового штурмовика были
признаны в целом удовлетворительными.
При нормальном полетном
весе 5864 кг максимальная скорость у земли не превышала 373 км/ч, на
высоте 2400 м -409 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м - 2,12 мин, на
высоту 2500 м - 5,36 мин. Посадочная скорость - 146 км/ч. Разбег -515м,
пробег на посадке - 535 м. Максимальная скоростная дальность полета
(0,9Vmax) составляла 582 км, на наивыгоднейшей скорости полета - 728
км.
Темп стрельбы ШФК-37 по данным полигонных испытаний в
среднем равнялся 169 выстрелам в минуту при начальной скорости снаряда
около 894 м/с.
В боекомплект пушки входили
бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ-37) и
осколочно-зажигательно-трассирующие (ОЗТ-37) снаряды.
Снаряд
БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм
(твердость по Бринелю 3,15) под углом 45╟ к нормали с дистанции не
более 500 м. Броню толщиной 15-16 мм и меньше (твердость по Бринелю
2,62) снаряд пробивал (или проламывал) при углах встречи не более 60╟
на тех же дистанциях. При этом при пробитии 30-мм брони снаряд
выдавливал ее по своему калибру и делал глубокую вмятину на
противоположной внутренней стенке корпуса танка. Выдавленная же броня и
оставшиеся части снаряда производили сильные разрушения внутри танка.
Броня толщиной 50 мм (лобовая часть корпуса и башни средних немецких
танков StuG III Ausf E и Pz.III Ausf G, твердость по Бринелю 3,3)
пробивалась снарядом БЗТ-37 с дистанций не более 200 м при углах
встречи не превышающих 5╟.
Осколочный же снаряд к пушке ШФК-37
- ОЗТ-37 пробивал немецкую танковую броню толщиной не более 15 мм
(твердость по Бринелю 2,62) с дистанций не превышающих 200 м при углах
встречи близких к нормали.
Проведенные в НИП АВ ВВС КА
стрельбы с воздуха из пушки ШФК-37 по трофейной немецкой бронетехнике
показали, что снаряд БЗТ-37 обеспечивал поражение немецких легких
танков типа Pz.38(t) Ausf С и Pz.ll Ausf F с дистанций до 500 м с
любого направления и при любых углах планирования. Причем попадание
снарядов в эти танки давало проломы брони и сквозные пробития через оба
борта корпуса танков.
Поражение же средних немецких танков
типа StuG III Ausf Е и Pz.III Ausf G, a также танка Pz.38(t) Ausf E с
усиленным бронированием с толщиной брони на бортах до 30 мм
обеспечивалось снарядом БЗТ-37 с дистанций не более 500 м, но при углах
планирования не более 30╟. При этом атаку танков этих типов необходимо
было производить в бок колонны или вдоль нее с хвоста, ведя стрельбу по
борту или по задней части корпуса и башни танков.
На
испытаниях из 33 прямых попаданий в средний танк Pz.III Ausf G и легкие
танки Pz.II Ausf F и Pz.38(t) Ausf С имели место только 24 пробоины, из
которых 17 пробоин оказались в броне толщиной 30 мм, 1 рикошет от 16-мм
брони, когда угол встречи снаряда с броней составил 75-80╟, и остальные
пробоины - в 15-16-мм броне. При этом 51,5% попаданий снарядов пушки
ШФК-37 по среднему танку и 70% попаданий по легкому танку выводили их
из строя.
Попадания 37-мм снарядов в ролики, колеса и другие
детали ходовой части танков наносили им существенные разрушения, как
правило, выводящие танк из строя.
В отчете по полигонным
испытаниям пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 особо отмечалось, что летный
состав должен быть хорошо натренирован в ведении прицельного огня
короткими очередями (2-3 снаряда в очереди) по малоразмерным целям типа
отдельный танк, автомашина и т.д. То есть для успешного применения Ил-2
с пушками ШФК-37 летчик-штурмовик должен был иметь отличную стрелковую
и летную подготовку.
Дело в том, что прицельная стрельба из
пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена
вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их
работе. Последнее, из-за большого разноса пушек относительно центра
масс самолета, а также вследствие недостаточной жесткости крепления
пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик при стрельбе
испытывал сильные толчки, "клевки" и сбивался с линии прицеливания, а
это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости
"Ила", приводило к значительному рассеиванию снарядов и резкому
снижению (примерно в 4 раза) точности стрельбы.
Стрельба же из
одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же
разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в
прицеливание не представлялось возможным. Попадание в цель в этом
случае могло быть только первым снарядом.
Тем не менее, общий
вывод по испытаниям состоял в том, что штурмовик Ил-2 с пушками ШФК-37
является эффективным средством борьбы с немецкими легкими и средними
танками. Рекомендовалось построить небольшую серию таких самолетов для
проведения войсковых испытаний и сформировать в полках специальные
группы летчиков-штурмовиков, обученных прицельной стрельбе из
крупнокалиберных пушек с Ил-2 по наземным целям и натренированных для
борьбы с немецкими танками.
В свете вышеизложенного не может
не вызвать недоумения письмо С.В.Ильюшина (╧ 1229 от 22.09.41 г.),
которое последний, не дожидаясь официального окончания государственных
летных испытаний Ил-2 с ШФК-37, направил на имя И.В.Сталина. В этом
письме С.В.Ильюшин докладывал буквально следующее: "На самолет Ил-2 в
августе с.г. мною были установлены 2 пушки 37 мм конструкции
Шпитального с запасом снарядов 40 штук на пушку, а весь запас снарядов
80 штук. Самолет с этими пушками прошел Государственные испытания в
НИПАВ ГУ ВВС. Стрельба с самолета Ил-2 из этих пушек производит сильное
впечатление мощностью огня и точностью попадания. Это уже настоящая
летающая артиллерия. .. .Достоинство самолета Ил-2 с установленными
пушками состоит в том, что можно будет вести с самолета прицельную,
очень точную стрельбу, и к тому же стрельбу начинать с дистанции 3-х и
более километров, когда вражеские войска нашего самолета не видят и не
слышат..."
В заключение письма Ильюшин внес предложение
"поручить заводу ╧ 1 оборудовать два авиаполка самолетов Ил-2 пушками
37 мм типа конструкции Шпитального по 2 пушки на самолет с запасом
снарядов по 40 штук на пушку". Налицо явное желание Главного
конструктора выдать действительное положение дел за желаемое.
После обсуждения предложения С.В.Ильюшина 26 ноября 1941 г. вышло
Постановление ГКО о постройке на заводе ╧ 18 войсковой серии Ил-2 с
ШФК-37 в количестве 20 машин.
Ввиду сильной загруженности ОКБ
и серийного завода налаживанием бесперебойного производства "Илов" на
новом месте в Куйбышеве постройка войсковой серии Ил-2 с пушками ШФК-37
затянулась до сентября 1942-го, при этом вместо 20 было построено
только 9 машин (то есть всего 10 самолетов этого типа, включая один
опытный "Ил"), которые после проведения летчиком-испытателем
Е.Н.Ломакиным заводских испытаний и были направлены под Сталинград в
состав 228-й шад 16-й ВА Донского фронта.
Отметим, что
имеющиеся в распоряжении авторов отрывочные данные штаба ВВС Западного
фронта позволяют сделать вывод о том, что опытный Ил-2 с ШФК-37 в
ноябре-декабре 41-го принимал участие в боевых действиях под Москвой в
составе 312-го шап 47-й сад по программе войсковых испытаний и получил
отрицательную оценку. "Летный состав и ведущие сильно возражают против
постановки на Ил-2 двух 37-мм пушек...", - отмечалось в одном из
докладов командира 312-го шап. Однако официальных данных о результатах
боевого применения Ил-2 с ШФК-37 под Москвой (отчета о войсковых
испытаниях) авторам пока найти не удалось.
За все время
войсковых испытаний на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37 совершили
75 боевых самолето-вылетов с общим налетом 68 часов 42 минуты, выполняя
задания совместно с "Илами", вооруженными пушками ВЯ и ШВАК. Боевые
вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении
истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй - подбит
(сел на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду
невозможности эвакуации был уничтожен бомбами). Остальные машины
получили повреждения. От начала и до конца войсковых испытаний прошли
только два "Ила", которые выполнили 44 боевых вылета.
Штурмовики действовали главным образом по самолетам на аэродромах и
автотранспорту противника. В отдельных случаях - по огневым точкам на
поле боя, ДЗОТам, бронемашинам и танкам. Общий расход боеприпасов
составил: к пушкам ШФК-37 - 2255 снарядов, к пулеметам ШКАС - 26840
патронов, РС-82
- 523, фугасных авиабомб типа ФАБ-100 -107, осколочных авиабомб типа АО-25 - 87.
Атаки наземных целей производились с планирования под углами 25-30╟ с
высот 1300-1000 м. По донесениям летчиков огнем пушек ШФК-37 было
уничтожено 2 танка, 4 самолета на аэродромах, около 50 автомашин, один
склад с боеприпасами и 2 зенитные батареи. Кроме того, летчиками
наблюдались попадания в 3 танка, 4 самолета, 14 автомашин и 1
бронемашину, но достоверность поражения целей подтвердить не могли.
Средний расход боекомплекта к пушкам ШФК-37 за один самолето-вылет
составил 37,6%. Это, с одной стороны, говорит о том, что целей,
достойных для пушек ШФК-37, в боевых вылетах было мало, а с другой
стороны, указывает на недостаточную эффективность стрельбы с самолета
Ил-2 из такой пушки по малоразмерным целям.
За время войсковых испытаний отмечалось несколько случаев применения ШФК-37 по воздушным целям, но все они были неудачными.
В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно
-средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ,
составил всего 54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание
Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек.
Ведение же прицельной стрельбы из одной пушки было практически
невозможным. Кроме того, малый запас продольной устойчивости и
усложнение техники пилотирования самолета Ил-2 с пушками ШФК-37 в
сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых пушечных установок и
сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к тому, что строевые
летчики в одной прицельной очереди могли использовать не более 2-3-х
снарядов. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика составляла всего
200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность нового штурмовика.
Оценки показывают, что в реальных условиях боев летчик с хорошей летной
и стрелковой подготовкой на Ил-2 с ШФК-37 мог обеспечить вероятность
поражения немецкого среднего танка типа Pz.III G в одном заходе (атака
сбоку, угол планирования 25-30╟, дистанция открытия огня 300-400 м)
порядка 0,04-0,02, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 - около
0,09-0,06. То есть для гарантированного уничтожения на поле боя одной
единицы бронетехники вермахта необходимо было выделять, как минимум,
два десятка бронированных "Илов".
В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла.
В заключение "Доклада о войсковых испытаниях на боевое применение
самолетов Ил-2 АМ-38, вооруженных 37-мм пушками конструкции ОКБ-15"
(отв. исполнители - Белякин, Никитин, Лорченко), указывалось, что: "1,
Самолеты Ил-2 с пушкой ШФК-37, испытание на боевое применение не дали
должной эффективности в связи с недоработкой пушек, невозможностью
ведения прицельного огня по точечным целям, большим рассеиванием
снарядов и ухудшением маневренности самолета. 2. Считать необходимым
иметь на вооружении ВВС КА самолеты Ил-2 с пушками 37 мм,
обеспечивающими безотказную работу пушечных установок и ведение
прицельного огня, не допуская ухудшения летных качеств серийного
самолета Ил-2..."
От 688-го шал доклад подписали: л-т
Воловиков, ст.сержант Юсов, ст.сержант Дунов, сержант Сахариленко,
ст.сержант Зыков, старшина Игнатьев. Утвердил доклад Главный инженер
ВВС КА генерал А.И.Репин 3 марта 1943 г.
В итоге Ил-2 с ШФК-37 в крупномасштабное серийное производство запущен не был.
Отметим, что с целью повышения противотанковых свойств Ил-2 по
инициативе С.В.Ильюшина в октябре 1942 г. рассматривался вопрос о
создании на базе пушки ВЯ-23 авиационного пулемета под патрон 14,5-мм
противотанкового ружья, который обладал прекрасными бронепробивными
свойствами. Однако никаких сведений о результатах этих работ пока найти
не удалось.
ЛТХ:
Модификация Ил-2 (ШФК-37)
Размах крыла, м 14.60
Длина, м 11.60
Высота, м 4.17
Площадь крыла, м2 38.50
Масса, кг
пустого самолета 4560
нормальная взлетная 5864
Тип двигателя 1 ПД Микулин АМ-38
Мощность, л.с.
номинальная 1 х 1575
взлетная 1 х 1665
Максимальная скорость , км/ч
у земли 373
на высоте 409
Практическая дальность, км 782
Скороподъемность, м/мин 472
Практический потолок, м 6000
Экипаж 1
Вооружение: две 37-мм пушки ШФК-37 (по 40 снарядов на ствол), два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет)
четыре РО-82 и 100 кг бомб (в перегрузку 200 кг).